Календарь новостей

В П В С Ч П С
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 
 

Галерея Степана Эрьзи в Москве

Суббота, Июнь 1, 2019

С разрешения автора публикуем статью полностью. Ссылка на оригинал публикации здесь.


 

Казалось бы: разве мне было мало Саранска и персонального музея его скульптур? Ответственно заявляю: конечно, мало! Я и из музея-то никак не могла выбраться, а тут, узнав, что и в Москве есть галерея его имени, где есть работы Эрьзи, поняла, что очень хочу их посмотреть. И - мы отправились туда...

Юг Москвы, Бутово, Щербинка - совсем далёкие от нас места. Но дорога не имеет никакого значения, когда встречаешься с настоящими произведениями искусства.

Нам повезло на интересного и очень грамотного рассказчика - искусствоведа Елену Бутрову, которая и показала нам галерею.

Галерея внутри  по размеру невелика, однако тут есть те работы, которых нет в Саранске - например, знаменитый "Иоанн-Креститель". Эрьзя сделал её в  1914 году и спустя год,  она была подарена русским писателем Александром Амфитеатровым городской церкви Кристо Ре в Феццано (Италия). В 1915 году "Иоанн Креститель" был освящён и установлен в центральной нише над входом в церковь. В 60-е годы скульптуру демонтировали, так как она сильно обветшала - ветры с моря и влажность сделали своё дело.

Но - Италия есть Италия, там ничего не пропадает! В 2005 году "Иоанна" обнаружили в маленьком сарайчике при церкви, и - отреставрировали. А это в галерее Международного фонда искусств им. С.Д. Эрьзи - замечательно сделанная копия.

Совсем неканоничный Иоанн, не правда ли? Нету длинной бороды, ниспадающих одеяний. А тонкими чертами лица и уверенным взглядом похож на самого великого скульптора!

И тут - тот самый случай, когда сама личность Степана Нефёдова -Эрьзи не менее интересна, чем его работы. Мне кажется, что он сам отразился в каждой из них, вложив в них частицу своей души. Я долго смотрю в его глаза на портрете - всё же голубые или серые? Что в них так завораживает? На свете слишком много тех, кто умеет действовать только в пределах своих возможностей.

Этот человек - исключение: шагнул далеко за их пределы, сделав невозможное.

Его судьба - выходца из крестьянства и в дальнейшем великого скульптора, похожа на волшебную сказку: такие захватывающие кульбиты она порой совершает.

Когда говорят о человеке, поднявшемся по социальной лестнице с низшей на высшие ступени, люди всё время приводят в пример сказочную Золушку. И ошибаются: во-первых, сказочная Золушка поднялась только на одну ступеньку (дочь королевского лесничего - принцесса), а во-вторых, подняться так можно и в реальной жизни, и - на десять ступеней  вверх за счёт своего удивительного искусства!

Казалось бы, место его рождения - село Баево Алатырского уезда Симбирской губернии. Ну какие возможности в XIX- начале ХХ века для развития своего таланта у крестьянского мальчишки? Однако  Степан Нефёдов получил образование на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в мастерской С.Волнухина. В 1907 году по приглашению фотографа и мецената Даниэле Тинелли он уезжает в Италию, где начинает подписывать свои работы псевдонимом Erzia. Участник художественных выставок 1909 года в Венеции, Милане, в 1910 году Эрьзя переезжает во Францию, живет в Ницце, а затем в Париже и его предместье Со, где в замке Имбержер занимает большую мастерскую. А потом будут 23 года его жизни в Аргентине, куда Эрьзя уедет по приглашению президента Альвеара. Удивительный взлёт, не правда ли?

В европейскую культуру Эрьзя ворвался с удивительной работой «Узник перед казнью», наделавшей шуму на выставке в Венеции. А в Италии, родине мировых знаменитостей, таких, как Давид Микеланджело,  талант Эрьзи признали и дали ему развиться! В Карраре, где он работал со знаменитым местным мрамором, на доме, где он жил, сейчас висит мемориальная доска с указанием годов его тамошнего пребывания.

- Мы ездили туда устанавливать эту доску, - рассказала нам искусствовед Елена Бутрова, - и были очень рады тёплому приёму итальянцев. Так, в частности, к нам вышел хозяин этого дома, с которым нам предстояло договориться об установке памятной доски: всё же это его частное владение и исторический дом, и мы не знали, как он нас воспримет. Однако хозяин принял нас очень радостно: сказал, что для него это - огромная честь, что в его доме жил и творил знаменитый русский скульптор, и - даже угостил нас старинным вином из своих погребов.

А потом рассказал и про удивительное открытие: на чердаке его дома среди старых вещей была обнаружена мраморная собачка, принадлежавшая ещё его бабушке. Так была найдена ещё одна, неизвестная скульптура Степана Эрьзи.

Вообще, Международному фонду искусств им. С.Д. Эрьзи следует отдать должное - они разыскивают работы Эрьзи по всему миру, приводят их в порядок, и возвращают их искусству.

Вот эту работу я точно не видела в музее - потому что оригинал её находится в Аргентине, а изображён тут аргентинско-уругвайский  писатель и поэт Орасио Кирога, с  которым Эрьзя был знаком лично. Благородные черты лица, чем-то напоминающие идальго Дона Кихота, сразу выдающие человека искусства.  Воспеватель аргентинской сельвы Кирога неожиданно умер, а на следующий день должны были состояться его похороны. У Эрьзи попросили кусок дерева кебраччо, чтобы поставить на могиле друга. Но - впереди была целая ночь, и Эрьзе захотелось почтить память друга: за ночь талантливый скульптор изготовил для Кироги не только его голову, но и - по сути, усыпальницу, так как сзади в этот бюст вмонтирована капсула с прахом Кироги. Голову можно повращать на месте, и капсула откроется взору.

- Оригинал долгое время стоял на морском берегу в Аргентине - сейчас он хранится в тамошнем музее, - отмечает Е. Бутрова, а эту копию изготовил по нашему заказу Александр Николаевич Толокин. И повторил всё досконально, даже капсулу в затылочной части.

Тоже совершенно новая для меня скульптура Эрьзи - "Святая Тересита".  Сказала бы - в несвойственной ему манере, но у него есть схожая в музее - "Монашка".  Здесь нет деревянного обрамления - только гладкие формы ( в "роли" дерева кебраччо в копиях выступает тонированный гипс: но становится это понятно, только если коснуться этого произведения рукой, да и то не всегда).

У Тереситы тоже своя интересная история. Эрьзя сделал её и подарил тогдашней первой леди Аргентины Регине Пачине, основательнице Дома Театра в Буэнос-Айресе. Как оказалось, Святая Тереса- её небесная покровительница.  Оригинал работы находится с 1936 года в капелле Святой Тересы при Доме Театра, и по сей день её украшает - заметим, там ничего не меняется!

У Святой Тереситы кроткое ангельское лицо, в руках - букет роз. Она очень напоминает католическую статую Чёрной Мадонны, которая произвела на меня глубокое впечатление в монастыре Монтсеррат в Испании.  Не знаю, можно ли рукой талантливого скульптора сделать статую святой, но на одном из снимков от неё исходит свечение. И пусть это всего лишь фотографический эффект, но - как смотрится-то!

Здесь, что ни работа - свой отдельный рассказ, своя маленькая история. Интересно смотреть на копии реставратора А.Н. Толокина: отлить в гипсе и проработать все выпуклости и рельефы дерева кебраччо - это нужно очень постараться. Особенно это видно в прорисовке рельефов в такой работе, как "Человек из Чако". За счёт проработки и тонировки кебраччо (ой, сорри - гипсовой копии, повторяющей рисунок дерева) - волосы выглядят рыжими. Кстати, оригинал хранится в музее Буэнос-Айреса.

Вот эта изящная женская головка называется - Марта. Именем скульпторши Марты Гербст, в которую Эрьзя был влюблён в Париже, и даже делал ей предложение. Марта тогда отказала, сказав, что тот уже женат - на своей скульптуре. Интересно, жалела ли потом о своём отказе, уехав в Буэнос-Айрес?

Эрьзя же познакомился с другой очаровательной брюнеткой: скульпторшей - Еленой Мроз, и их отношения потом длились 10 лет. Впрочем, про его женщин-муз уже написана замечательная статья. Кто из них симпатичнее, Марта или Елена, судить не возьмусь. Но просто уверена, что Эрьзя показал в них самые лучшие черты внешности, хотя при его прямолинейном жёстком характере он никому не льстил: просто видел их такими восхищёнными глазами.

А вот работе под названием "Отдых" повезло меньше: её оригинал, сделанный из уральского мрамора в 1919 году ( да-да, оригиналу -ровно 100 лет!), находится в Буэнос-Айресе в Обществе исторических и культурных памятников Боэдо. Хранится под открытым небом, а там жара, влага и масса углекислого газа в атмосфере. В комбинации - кислота, которая медленно, но, верно, разрушает и мрамор, и известняк. Ну и формы поплыли... даже мрамор оказывается не таким уж стойким материалом. Копия работы Толокина как раз фиксирует некоторую "сглаженность" форм. Смотрю и любуюсь даже так: как же красиво выглядит каскад волос, водопадом ниспадающий со склонённой головы.

А ведь действительно: попробуйте наклонить голову так же, как эта девушка-скульптура - и шея, уставшая за день, сразу перестаёт болеть!

Работы Эрьзи находят до сих пор в самых неожиданных местах мира. Не так давно в Софийском соборе города Лаишево в Татарстане были обнаружены стенные росписи, созданные по эскизам Степана Эрьзи.

Софийский собор еще полностью не восстановлен, но уже передан местной епархии. Храм XVII века, полностью перестроенный во времена Екатерины, но фактически разрушенный и превращенный в советские времена в кинотеатр «Заря». Здесь и были обнаружены чудом уцелевшие фрески. Шестнадцать святых – работы молодого иконописца Степана Нефедова, больше известного как Эрьзя. Фрески выполнены по его собственным эскизам.

- Конечно, мы сразу примчались в село Лаишево, и то, что мы увидели, нас потрясло – мы поняли, что стоим на пороге новой страницы в творческой биографии скульптора Эрьзи, потому что о раннем творчестве, ранней биографии его мало что известно., - пояснила искусствовед Елена Бутрова, - сегодня фрески требуют реставрации, и у всех 16 образов прострелены глаза ( сами понимаете, какое время было и как относились коммунисты к образам святых!), однако одно то, что они сохранились - действительно чудо. И я очень надеюсь на их восстановление.

Эти фрески - то, с чего начинал художник-Эрьзя. Во времена, когда ещё не было Эрьзи-скульптора...вот бы увидеть их воочию!"

Малая Ева" - тоже копия, но какие же мягкие и плавные изгибы её тела!  Уральский мрамор - материал её оригинала, легко продержался 100 лет (работа была сделана в 1919м, и находится, как следует из таблички, в частной коллекции Новороссийска)

...В общем, можно было бы говорить и говорить об Эрьзе, три, четыре, пять часов... и всё равно не хватило бы времени обсудить всю его биографию и творческие успехи.

Тут ведь и период его жизни в городе моего детства Баку, где остались его скульптуры, и - потомки его 13- ти учеников. Где его до сих пор помнят и любят, и откроют его памятную доску.

И уральский период, и его знаменитая статуя в Екатеринбурге, прозванная в народе "Ванька-голый", которую чрезмерно "скромные" строители коммунизма сняли и утопили в местном пруду.

И последний, московский период жизни, когда Эрьзя, как мне кажется, совершил роковую ошибку - вернулся в СССР 50-х годов, поддавшись на уговоры партийных деятелей. Почему, почему он забыл, что у нас в России существует поговорка - нет пророка в своём отечестве, и все обещания, данные ему, стали ложью? В Москве его никто не встретил кроме родных. Огромный архив, работы, куски драгоценного кебрачо держать было негде. Только через полтора года у него появляется квартира на Соколе, как и враги в среде искусства. Академия художеств отказалась создавать его музей в столице: скульптуры отправили сначала в Русский музей, затем в Мордовию.

И получилось, чnо талант признал весь мир - а в своей стране пришлось ещё добиваться признания!

С другой стороны, именно благодаря его возвращению на родину были сохранены его работы и создан его персональный музей. И - кто теперь может сказать, что было бы лучше и правильней: остаться в Аргентине, или вернуться домой? Для Эрьзи-человека - безусловно, первое. Для Эрьзи-скульптора - может статься, что и второе. А ведь у истории, как известно, нет сослагательного наклонения.

Одно скажу: этому человеку суждено было стать первопроходцем в своей области. Эрьзя первый скульптор в мире, использовавший древесину кебраччо и альгарробо для своих работ, для остальных "железное дерево" слишком твёрдое. И, пожалуй, первым сумел запечатлеть в этом дереве его духов-дриад. Это ли не  настоящее волшебство?

Понравились слова о нём Павла Подкладова: "Эрьзя создал удивительный духовный и пластический мир, населенный библейскими персонажами, воинами, борцами против тирании, политическими деятелями, литераторами и, конечно же, необыкновенно красивыми женщинами."